Цифровизация в массы. Подмосковье делится опытом
Цифровизация в массы. Подмосковье делится опытом
С развитием современных технологий и переходом в новую цифровую эру увеличивается и количество инструментов, которые мы можем использовать на благо наших жителей. Цифровизация механизмов — неотъемлемая часть принципа чуткой власти. Современные технологии облегчают нашу жизнь, экономят время и деньги.
Полная цифровизация от подачи до выдачи должна стать нормой по абсолютному большинству предоставляемых государственных услуг. Мы тесно взаимодействуем с федеральным правительством. Сегодня существует большая программа по снятию ограничений и барьеров. У нас есть соглашения практически со всеми федеральными ведомствами, в частности, с Росреестром и Пенсионным фондом. Эти и другие ведомства предоставляют услуги полного цикла. Поэтому внедрение идет достаточно динамично.
Цифровые услуги
Чтобы процесс был более эффективным, мы в Подмосковье разработали поэтапный план по переходу на цифровые услуги. Он состоит из трех шагов.
Первый — это перевод всех услуг в МФЦ. За исключением тех, где результат можно получить здесь и сейчас. То есть мы запретили ведомствам и муниципалитетам принимать заявителей у себя. Например, чтобы получить пособие на ребенка, если в семье доход на человека не превышает прожиточный минимум, достаточно прийти в МФЦ, а не обивать пороги инстанций, как раньше.
Второй шаг — оцифровка услуги на входе и выходе. То есть мы принимаем заявку на получение услуги и выдаем результат только в цифровом виде. Так, например, все изменения в генплан в Подмосковье вносятся полностью в электронном виде.
Третий этап, на котором мы сейчас находимся — это оцифровка внутреннего процесса принятия решений. То есть не только подача заявки осуществляется в цифровом виде, но и решение по услуге генерируется машиной, согласно заданному алгоритму. Это дает нам возможность сокращать как сроки оказания услуги, так и численность чиновников, которые отвечают за принятие решений.
Приведу примеры из нашей практики. Выписка из государственного лесного реестра, присвоение адреса, выдача разрешений на строительство в ИЖС и капитальных объектов — решения по всем эти услугам по разработанному нами алгоритму принимает машина, а не человек.
Цифровые обращения
Что касается цифровизации работы с обращениями жителей, здесь мы тоже шли в три этапа.
Первый — мы создали портал «Добродел» для решения понятных и быстрых проблем. Он помогает держать руку на пульсе, быть в курсе того, что действительно волнует людей, вести прямой диалог с населением.
Второй шаг — мы переместили сотрудников, которые занимаются обращениями жителей, из разных ведомств в один open space — в Центр управления регионом. Именно этот инструмент позволяет оперативно реагировать на все возникающие проблемы, получать максимально подробную информацию, обрабатывать входящие запросы — и все это круглосуточно. Заявки сюда поступают через «Добродел», из социальных сетей, горячей линии, жалобы через отраслевые системы — охвачен буквально каждый сегмент.
И третий этап, где мы сейчас находимся — это когда ЦУР спускается на муниципальный уровень. И для решения проблем конкретных территорий мы создаем муниципальные центры управления. Сейчас у нас в тестовом режиме работает уже 10 муниципальных центров. До конца года планируем открыть такие центры во всех 64 муниципалитетах.
Цифровизация транспорта
Это большой блок вопросов, большинство из которых находится в полномочиях регионов. Это и обустройство региональных и муниципальных дорог, камер фото- и видеонаблюдения. Это система управления дорожным движением, светофорами — все что нужно, чтобы максимально разгрузить дороги за счет умных технологий. Сюда же входят парковки, безналичная оплата проезда и так далее.
Благодаря цифровизации нашей планеты и в Подмосковье в частности все происходит быстро и прозрачно. Мы понимаем, что создадим себе массу проблем, если будем сопротивляться инновациям.