Образование. Новый подход ко внеурочным занятиям в школах и открытие мини-садов
Образование. Новый подход ко внеурочным занятиям в школах и открытие мини-садов
Однако нам есть, над чем работать дальше. Прежде всего, должен сказать о дефиците школ и детских садов. Это объективный тренд — каждый год в систему образования в Подмосковье вливается 60 тысяч ребятишек (20 тысяч дошколят и 40 тысяч школьников). Поэтому мы продолжаем строить и делать это быстрее.
Особое внимание — новым микрорайонам , прежде всего тем жилым комплексам, где люди годами ждали ключи от квартиры. Например, в Гусарской балладе в Одинцово мы построим и детский сад, и школу на 2200 мест, похоже, одну из самых больших в Подмосковье.
Параллельно ищем новые решения, чтобы, например, обеспечить ребенку место в детском саду не через год-два, а через месяц. Одно из них — это мини-сады. До конца года в территориях, где самый большой спрос, появится 27 таких садов — для 3 тысяч детей. Расположены они чаще всего на первом этаже жилого дома, а не в отдельном здании. Стараемся делать их красивыми, светлыми и уютными.
Мы регулярно открываем новые современные школы. Но важно, чтобы в каждой территории была своя школа-флагман. Это места силы, где учителя могли бы обмениваться знаниями и лучшими практиками, внедрять в свою работу всё самое новое и интересное для детей. У нас уже есть хорошие примеры — «Физтех-лицей» и гимназия «Логос». Не секрет, что люди часто специально переезжают, чтобы быть ближе к таким учебным заведениям. Мы будем последовательно создавать такие центры в каждом муниципалитете. А директора других школ тоже должны подтягиваться, перенимать эти методики.
Еще одна инновация — персональное внимание к каждому ребенку за счет цифровизации учебных процессов. Уже 5 лет в наших школах работает электронный журнал и электронный дневник. Это помогает сориентировать педагогов, подобрать к каждому ученику свой подход: ведь всю картину видит и родитель, и учитель. Анализируя эти данные, директора школ, преподаватели понимают, где у них «красные зоны» и где нужно подтянуться. Школ, где результаты слабые, у нас всего 44 из полутора тысяч. К концу года должно остаться 20.
Мы все хотим, чтобы школа готовила ребенка к реальной жизни. С сентября все внеурочные занятия будут вестись по-новому. На информатике будут учить scratch-программированию. Наверное, есть те, кто не знают, что это такое. Это специальный язык для детей — как Лего, только для маленьких программистов. Они с него уйдут потом на Питон и Си++. Мы пригласили сегодня учительницу, которая пишет эти учебники — это математик из Истры, Людмила Леонидовна Босова. Также вводим курс предпринимательства — мы видим, что такие занятия нравятся ребятам, поощряют их интерес к открытию собственного дела.
Повторю: в школе должно быть интересно — и во время уроков, и после. Для этого мы должны привлекать на работу в кружки лучших — тех, кто разговаривает с детьми на одном языке, имеет высокие рейтинги на таких популярных платформах, как Профи.ру или YouDo. Преподаватели получат помещения, школы — топовых репетиторов на своей площадке, а дети — занятия, от которых будет толк. Прошу и министерство образования, и директоров школ максимально содействовать решению этой задачи.
Школа — это не только фабрика навыков, но и воспитание. Особенно подростков, у которых всегда свой, особенный взгляд на мир. Вместе с Министерством обороны и Мэрией Москвы мы создали центр «Авангард», в котором 15-летние парни могут получить правильные, на наш взгляд, жизненные ориентиры: защищать тех, кто тебе дорог, быть сильным — и физически, и духовно. Необходимо, чтобы число школьников, которые могут обучаться в «Авангарде» стало больше. Будем расширять этот проект.
Отдельная, очень важная тема — это забота о ребятишках, которые остались без попечения родителей. Еще 5 лет назад в Подмосковье было 44 детских дома. Сегодня их 8, а через три года — должен остаться один. Мы благодарны тем семьям, которые взяли детей на воспитание, за их любовь и душевное тепло. При этом считаем важным не оставить этих детей и своей заботой, сопровождать их и дальше. Если понадобится — включаться, защищать их интересы.